На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Церковные каноны: когда новое не отменяет старого


Версия для печати
05.02.13, 13:23

Если каноны соборно принимаются в определенных исторических условиях по конкретным поводам, почему, когда условия меняются, эти каноны не отменяются? Например, сразу несколько канонов, принятых на Трулльском соборе, запрещает христианам посещать театр, но все же ходят. Получается, мы нарушаем каноны Церкви и даже ничего не знаем об этом? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ:


– Православная церковь всегда была консервативна в отношении своего права. Она старается хранить уже принятые предписания, а если что-то необходимо изменить, принимает новые, не отменяя старых. Причем в процессе поновления церковного права, помимо централизованного законотворчества, важную роль играет долговременный и широко распространившийся обычай, например, в Русской Церкви — обычай исповеди перед каждым причастием (такого канонического предписания мы не находим).

Есть нормы, которые теряют актуальность в связи с исчезновением определенных общественных или внутрицерковных отношений, таких например, как рабство, безусловная власть отца над домочадцами, или существовавший в Древней Церкви институт диаконис.
Обстоятельства церковной жизни меняются, однако каноны, утратившие свою актуальность, сохраняют юридическую силу, — такова особенность православного церковного права. Правопорядок обновляется путем непрерывной интерпретации древнего права: древние каноны являются своеобразной непреходящей «системой начальных нормативных координат», в рамках которой осуществляется правотворчество. Некоторым нормам мы следуем в полной мере, иные используем с определенными ограничениями, а в каких-то случаях извлекаем из древнего канона только правовой принцип, заложенный в его основание.


Святая мученица Поплия (Публия) исповедница, диаконисса Антиохийская

В этом отношении развитие церковного права напоминает классическую эпоху римского права (I-III вв). Правовая система развивалась ученейшими римскими юристами через «истолкование древнего права», создавая из уже давно отживших старых норм, с привлечением обычая, совершенно новые нормы, соответствующие запросам гражданского оборота. Сходным образом в сфере церковного права трудились талантливые поздневизантийские канонисты (Зонара, Вальсамон, Властарь и другие).

Бывает, что каноны, накопившиеся за длительный период правотворчества в большом количестве вступают в прямое противоречие (наша Книга Правил содержит более семи сот древних канонов). Для разрешения канонических коллизий в поздней Византии был выработан ряд юридических приемов: например, более поздняя норма упраздняет раннюю. Так, в начале IV века на Неокесарийском Соборе была постановлено, что в одной епархии может быть не более 7 диаконов (канон 15). В конце VII века на эта норма, основанная на неправильном толковании Книги Деяний, была отменена — диаконов в епархии может быть столько, сколько нужно (Трулльский Собор, канон 16). Тем не менее, старая норма продолжает воспроизводиться в официальных канонических сборниках, в силу консерватизма церковного порядка.

Вас интересует запрет посещать театральные зрелища не только клирикам (Трулльский Собор, канон 24), но и мирянам (канон 51). Для правильного понимания этих канонов следует знать, что вплоть до конца 7-го в. всякого рода «зрелища» были все еще сильно пропитаны духом языческой вульгарной распущенности. Всенародные гуляния, в рамках которых давались такие представления, были обставлены разнообразными суеверными обрядами (с которыми, кстати, законодательно боролся тот же Трулльский Собор). Тот же «историко-юридический» метод поможет понять и смысл запрета клирикам слишком долго засиживаться на свадьбах, требование уходить поскорее «при появлении игр, служащих к обольщению) (тот же канон 24). Дело в том, что свадебный пир редко обходился без шутов, актрис, вольных языческих плясок, неприличных острот и намеков, которыми осыпали новобрачных. Разумеется, такой «градус» свадебного веселья делал невозможным дальнейшее присутствие местного епископа или батюшки.

Поэтому с этими канонами дело обстоит сегодня даже проще, чем поставленный Вами главный вопрос о мере применимости древних правил. В наше время опять уже никто не даст нам гарантии, что мы уйдем со спектакля с духовной пользой, а не со смущенным духом и блудливым «послевкусием». Поэтому строгий канон, потеряв свою общеобязательную силу (никому не придет ныне в голову отлучать за посещение «Современника», «Табакерки» или любого другого театра), призывает христиан к бдительности: памятуя о «канонической строгости», мы постараемся заранее изучить критические отзывы на интересующую нас постановку. То же самое можно сказать и о современной «казенной» свадьбе с записным профессионалом — тамадой, шаблонными шутками – играми – плясками. Когда дело дойдет до плясок, батюшка с облегчением вспомнит замечательный канон тысячелетней давности, и, сославшись на него, с чистой совестью вернется в круг своей семьи или тихую келью.

Значит, эти каноны сохраняют свою актуальность и поныне, если не в части своей строгой санкции, то в основной, нормативной своей части.

Подготовил Сергей Камышников

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Церковь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.