Если каноны соборно принимаются в определенных исторических условиях по конкретным поводам, почему, когда условия меняются, эти каноны не отменяются? Например, сразу несколько канонов, принятых на Трулльском соборе, запрещает христианам посещать театр, но все же ходят. Получается, мы нарушаем каноны Церкви и даже ничего не знаем об этом? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ:
– Православная церковь всегда была консервативна в отношении своего права. Она старается хранить уже принятые предписания, а если что-то необходимо изменить, принимает новые, не отменяя старых. Причем в процессе поновления церковного права, помимо централизованного законотворчества, важную роль играет долговременный и широко распространившийся обычай, например, в Русской Церкви — обычай исповеди перед каждым причастием (такого канонического предписания мы не находим).
Есть нормы, которые теряют актуальность в связи с исчезновением определенных общественных или внутрицерковных отношений, таких например, как рабство, безусловная власть отца над домочадцами, или существовавший в Древней Церкви институт диаконис.
Обстоятельства церковной жизни меняются, однако каноны, утратившие свою актуальность, сохраняют юридическую силу, — такова особенность православного церковного права. Правопорядок обновляется путем непрерывной интерпретации древнего права: древние каноны являются своеобразной непреходящей «системой начальных нормативных координат», в рамках которой осуществляется правотворчество. Некоторым нормам мы следуем в полной мере, иные используем с определенными ограничениями, а в каких-то случаях извлекаем из древнего канона только правовой принцип, заложенный в его основание.
В этом отношении развитие церковного права напоминает классическую эпоху римского права (I-III вв). Правовая система развивалась ученейшими римскими юристами через «истолкование древнего права», создавая из уже давно отживших старых норм, с привлечением обычая, совершенно новые нормы, соответствующие запросам гражданского оборота. Сходным образом в сфере церковного права трудились талантливые поздневизантийские канонисты (Зонара, Вальсамон, Властарь и другие).
Бывает, что каноны, накопившиеся за длительный период правотворчества в большом количестве вступают в прямое противоречие (наша Книга Правил содержит более семи сот древних канонов). Для разрешения канонических коллизий в поздней Византии был выработан ряд юридических приемов: например, более поздняя норма упраздняет раннюю. Так, в начале IV века на Неокесарийском Соборе была постановлено, что в одной епархии может быть не более 7 диаконов (канон 15). В конце VII века на эта норма, основанная на неправильном толковании Книги Деяний, была отменена — диаконов в епархии может быть столько, сколько нужно (Трулльский Собор, канон 16). Тем не менее, старая норма продолжает воспроизводиться в официальных канонических сборниках, в силу консерватизма церковного порядка.
Вас интересует запрет посещать театральные зрелища не только клирикам (Трулльский Собор, канон 24), но и мирянам (канон 51). Для правильного понимания этих канонов следует знать, что вплоть до конца 7-го в. всякого рода «зрелища» были все еще сильно пропитаны духом языческой вульгарной распущенности. Всенародные гуляния, в рамках которых давались такие представления, были обставлены разнообразными суеверными обрядами (с которыми, кстати, законодательно боролся тот же Трулльский Собор). Тот же «историко-юридический» метод поможет понять и смысл запрета клирикам слишком долго засиживаться на свадьбах, требование уходить поскорее «при появлении игр, служащих к обольщению) (тот же канон 24). Дело в том, что свадебный пир редко обходился без шутов, актрис, вольных языческих плясок, неприличных острот и намеков, которыми осыпали новобрачных. Разумеется, такой «градус» свадебного веселья делал невозможным дальнейшее присутствие местного епископа или батюшки.
Поэтому с этими канонами дело обстоит сегодня даже проще, чем поставленный Вами главный вопрос о мере применимости древних правил. В наше время опять уже никто не даст нам гарантии, что мы уйдем со спектакля с духовной пользой, а не со смущенным духом и блудливым «послевкусием». Поэтому строгий канон, потеряв свою общеобязательную силу (никому не придет ныне в голову отлучать за посещение «Современника», «Табакерки» или любого другого театра), призывает христиан к бдительности: памятуя о «канонической строгости», мы постараемся заранее изучить критические отзывы на интересующую нас постановку. То же самое можно сказать и о современной «казенной» свадьбе с записным профессионалом — тамадой, шаблонными шутками – играми – плясками. Когда дело дойдет до плясок, батюшка с облегчением вспомнит замечательный канон тысячелетней давности, и, сославшись на него, с чистой совестью вернется в круг своей семьи или тихую келью.
Значит, эти каноны сохраняют свою актуальность и поныне, если не в части своей строгой санкции, то в основной, нормативной своей части.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
С кем воюет Церковь? «Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей
Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? Из-за недостатка мужчин Церковь потеряла свою мужественность, прихожане боятся священников и относятся к ним так, как покорная жена к плохому мужу – прощают и терпят даже то, чего терпеть нельзя, считает священник Феодор КОТРЕЛЕВ
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
Епископ Пантелеимон о монашестве Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв.
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Гонение на Церковь при Хрущеве: пять историй Завтра будет годовщина начала одного из самых сильных гонений в новейшей истории Русской Церкви. Вчера же была годовщина его окончания: в 1964 году в день Покрова Божией Матери пленум ЦК КПСС снял со всех постов Никиту Хрущева и яростное преследование Церкви быстро сошло на нет. Вспоминаем пять историй, которые характеризуют то время и заставляют задуматься о сегодняшнем дне.
100 лет храму Марфо-Мариинской обители! 21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Зачем копировать святыни? В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Личность и Церковь: Разговор о перемене ума Мы разные или мы одинаковые? Конечно, на этот вопрос можно ответить и да, и нет. Это ведь с какой стороны посмотреть, и порой наш ответ очень зависит от ситуации. Думать, что мы все одинаковые, просто. Так «мыслит» о человеке большая машина — государство или корпорация, их служащие и служители, вольно или невольно положившие идеологию в основу своего мировоззрения.
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Епископ Пантелеимон: православная организация должна приводить ко Христу Казус с участием обвиняемой по делу «Пусси райот» Марии Алехиной в православном волонтерском движении «Даниловцы» поставил перед православными добровольческими организациями вопрос об ответственности за действия своих добровольцев, в том числе бывших. Ситуацию комментирует духовник православной службы добровольцев «Милосердие» (Москва), председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Личность и Церковь: И все-таки «Радуйтесь!» «Я плохо мог объяснить моим друзьям, почему я крестился, и поэтому мечтал о том, чтобы появилось между нами какое-то печатное издание, которое бы мне помогло в этом. И однажды прямо на службе ко мне пришел человек, который спросил — хочешь делать православный журнал для неверующих?..»
Тогдашнее свое согласие он с середины девяностых воплощает в первом неофициальном православном СМИ-журнале «Фома». Владимир ГУРБОЛИКОВ сегодня в гостях у собрата «Фомы» — «Нескучного сада»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.