Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство

№0'0000 Жизнь в Церкви  30.10.12 14:57 Версия для печати. Вернуться к сайту

На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Живой журнал: неосвоенная площадка?

Самой посещаемой и самой цитируемой площадкой для блогов остается «Живой журнал». Месячная аудитория ЖЖ – 32 млн ников (псевдонимов) или, если считать только уникальных пользователей, примерно 20 млн человек. Это примерно половина всего российского сегмента интернета. Facebook расширяет свою аудиторию, но не дает таких возможностей для размещения и продвижения записей, как ЖЖ. Например, вы не можете поставить в Facebook картинку, текст, видео, текст и еще картинку на одну страницу, а затем распространять ссылку на эту запись среди незарегистрированных пользователей.


Владимир Мамонтов, Мария Сенчукова, Владимир Берхин, Илья Дронов

— ЖЖ подобен ларьку с газетами: каждый приходит и выбирает в открытом доступе, что читать. Какие-то газеты более, какие-то менее популярны, — говорит руководитель «LiveJournal Russia» Илья Дронов. — А Facebook не для публичных высказываний: он для записей типа «выпили с подругой прекрасный кофе» и поддержания личных связей людей.

Зайдя на главную страницу LiveJournal.com, пользователь увидит 20 самых популярных записей. Две из них будут «оплаченными» — это реклама со специальным значком Promo. Среди остальных наверняка окажутся записи на самые дискуссионные темы. Как отметил участник круглого стола, руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, таких тем четыре: политика, религия, кулинария и материнские заботы. Причем, как не раз убеждались все присутствующие, «религиозные» записи в топе ЖЖ редко бывают позитивными.

— Рейтинг в целом никак не модерируется, кроме случаев, когда запись нарушает внутренние правила Живого журнала, например, содержит призыв к насилию. Но если запись не нарушает правила, то мы не можем регулировать ее положение в рейтинге, — уверяет Илья Дронов. — Чем больше уникальных пользователей увидели запись, тем больше у нее шансов попасть в топ.

В «промо» появляется реклама непристойного содержания, но руководство «Живого журнала» это пока не беспокоит.

— Понятия нравственности в правилах ЖЖ нет – платформа действует по законам Калифорнии, — говорит Дронов. — При регистрации все 20 млн пользователей согласились с правилами «Живого журнала», и менять их на лету мы не можем. По правилам подобные записи можно размещать в ЖЖ, а значит и в «Промо». Есть вероятность, что мы будем менять правила только для «Промо».

Впрочем, это вопрос не сегодняшней повестки. Компании, которые размещают в топе ЖЖ непристойную рекламу, не скрывают свои контакты.

— Если вас не устраивает их деятельность на территории РФ — действуйте! — подначивает православных Дронов.

Не кормите тролля

На «вбросы» негативной информации о Русской Православной Церкви в ЖЖ, как и в сети вообще, можно реагировать продуктивнее, чем сейчас, считает Илья Дронов. Сам он вспоминает, что когда занял свой пост, доброжелательно и конструктивно отвечал на любые хамские комментарии.

Владимир Берхин, Илья Дронов, Сергей Москальков

— Из любого наезда я выуживал вопрос и отвечал на него. При этом сначала у меня было 90% троллей (пользователь или робот, провоцирующий на эмоциональную полемику), а теперь — 90% нормальных комментаторов. Это вопрос долгой работы — в моем случае полгода. А тролли теперь резвятся между собой. Если им не подыгрывать, они сами уйдут.

— Запись Артемия Лебедева попадет в топ, что бы он ни написал, благодаря наработанному за 10 лет объему читателей, — поясняет Дронов. — Если запись отца Андрея Кураева прокомментировали тысячу раз, а запись Божены Рынски — восемь, все равно Рынска обгонит Кураева по количеству просмотров. От количества подписчиков это зависит не напрямую.

Тем не менее, подозрения, что рейтинги «подкручивают», у православных пользователей сохраняются.

— В какой-то момент мы можем предложить пользователям открыть статистику просмотров их записей. Но вопрос сложный. Например, можно ли открыть всем рекламодателям без спроса данные о трафике Артемия Лебедева, если он зарабатывает на рекламе и изначально по условиям ЖЖ это было конфиденциально?

Рейтинг: инструкция по применению

Чтобы записи православных поднимались в топ, Илья Дронов советует, во-первых, всем православным добавлять друг друга в друзья и затем просматривать ленту, во-вторых — писать в начале часа (например, в 15:01), чтобы к моменту обновления статистики в конце часа запись набрала как можно больше просмотров.

Помните, что любая информация имеет срок давности. В ЖЖ это два-три дня, в Facebook – не больше суток, а в Твиттере – два часа. Если вас оскорбляет запись более старая – не реагируйте, «само умрет». Когда Артемий Лебедев опубликовал конкурс карикатур на Святейшего Патриарха, вспомнил Илья Дронов, «история два дня играла и ушла. Но через неделю на портале «Православие и мир» вышла статья: давайте соберемся и Лебедеву нашпыняем. Люди стали заходить в этот блог и писать обращения в конфликтную комиссию ЖЖ. По правилам ЖЖ сарказм и карикатуры разрешены, заморозить ЖЖ Артемия Лебедева нельзя, зато он пишет по этому поводу вторую запись, и история раздувается из ничего».

Заметим в скобках, что внимание к издевательской записи Лебедева в ЖЖ привлекал далеко не только портал «Православие и мир», но и такие информационные ресурсы, как, например, Newsru.com.

Незваный миссионер

Корреспондент интернет-издания «Православие и мир», блогер Мария Сенчукова рассказала о своем видении присутствия православных в социальной сети.

— Нельзя говорить с внешними о Церкви, пока они не спрашивают, — считает она. — А на вопрос, как писать о Церкви, ответ очень простой: как и жить — по-христиански. Иначе сразу пропадает доверие: один резкий ответ — и тебя больше не хотят читать и слушать. Доброжелательность — наш козырь.

Не нужно публично говорить о сокровенном, писать о церковных религиозных переживаниях «без замка»: внешние либо не поймут, либо поймут неправильно, да и вообще экзальтированность вредит, считает Сенчукова. Неблагожелательный читатель поставит вам диагноз «православие головного мозга», и получится, что людей ввели в искушение. О том, как тебе хорошо после Причастия, пиши для своих, не красуясь.

— Раньше мне было свойственно воспринимать присутствие в интернете как служение, — говорит она. — Теперь я так уже не считаю: не нужно преувеличивать ценность своих записей.

«Ничто так не повышает ценность интернет-общения, как присутствие высшего духовенства». Среди преосвященных блогеров Сеньчукова выделила епископа Обуховского Иону (Черепанова) и епископа Якутского Романа (Лукина).

Собрать денег условной Катеньке

Руководитель благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин рассказал о сборе средств через социальные сети.

Благотворительность в России в основном закрытая: 70% благотворительных денег тратят фонды при больших корпорациях типа «Газпрома» или «Норникеля», никому, кроме своей корпорации, о тратах не отчитываясь. Остальная благотворительность делится на «дикую» и «цивилизованную». Дикая состоит из бьющих по эмоциям перепостов: умилительная картинка и крупная подпись типа «Машенька умирает, помогите!», «Срочно нужна кровь редкой группы», «Расформируется собачий питомник, заберите щенков». Обычно здесь цветные шрифты, много восклицательных знаков, формулировки типа «хорошо тебе, здоровому и сытому, сидеть в интернете, пока Катенька умирает». При этом связь рассылающих такие письма собирателей пожертвований с теми, для кого они их собирают, не всегда очевидна, а иногда ее попросту нет. Отчетность — в лучшем случае в виде сканированных чеков, а чаще в виде рассказа на словах.

«Цивилизованная» благотворительность отличается мерой ответственности и прозрачности. Здесь есть отчетность, «адрес постоянной прописки» (сайт и постоянные странички в соцсетях) и лицо руководителя фонда. Аккаунт руководителя организации иногда становится даже популярнее и эффективнее для сбора средств и решения прочих проблем, чем официальная страница фонда.

— Собрать денег можно практически на все, но это работа — нудная и изматывающая, — говорит Владимир Берхин. — Сначала мы не хотели реагировать на трагедию в Крымске, чтобы не ввязываться в истерику с политическим уклоном. Плюс казалось, что когда откроем сбор, на нас станут показывать пальцем: мол, пиарятся на модной теме. Но на третий или четвертый день стало понятно, что ввязаться придется. И тут случилось чудо. Какие-то люди, которых мы не просили и о которых не знали, стали сообщать в блогах: фонд «Предание» собирает на Крымск, я им раньше жертвовал, помогите через них. Так, ничего сами не делая, мы собрали полтора миллиона, закупили и отправили гуманитарную помощь и решили успокоиться. Потом отец Димитрий Свердлов туда съездил и сказал, что успокаиваться рано. Вторые полтора миллиона мы тоже собрали и уже почти потратили.