На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Церковь не армия… или армия?


Версия для печати
22.02.13, 16:20

Часто приходится слышать: «Церковь это воинство Христово, кругом идет духовная война и мы на ней солдаты». Не менее часто говорят и обратное: «Церковь не армия, командовать в ней нельзя». Так армия или нет? Отвечают протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ из Москвы и протоиерей Виктор ПОТАПОВ из Вашингтона



Фото ИТАР-ТАСС


Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:
Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Христианин – это воин Христов, и об этом прямо говорится в молитвах чина крещения. Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что церковь подобна армии в духовном смысле.

И так же Церковь подобна армии своей достаточно жесткой иерархической структурой. Хотя само подчинение иерархии — это свободный выбор людей, которые самостоятельно решили принять Православие. Правда, миряне сегодня, в отличие от дореволюционных времен, в меньшей степени подчинены священноначалию. Миряне могут ходить в любой храм, свободно выбирать себе священника и самостоятельно выбирать степень связи с ним – насколько они будут слушаться или не слушаться своего духовника. И все равно при этом будут оставаться членами Церкви. А священнику, например, чтобы поучаствовать в Литургии в другом храме, нужно разрешение от своего епископа.

Хорошего священника и хорошего военного также объединяет идея служения. Нормальные военные люди объединены идеей служения Отечеству. Военные также сознают себя своего рода отдельной кастой или орденом, и это выражается во внешнем виде и поведении – форма, ритуалы, воинское приветствие. И когда они видят подобное в Церкви, видят что это тоже определенное общество людей, объединенных идеей служения, имеющее свою внешнюю атрибутику и свою дисциплину, то конечно они быстро находят с ним общий язык. Наверное поэтому так хорошо всегда складываются отношения на личном уровне у большинства военных с духовенством.

Особенно в силу того, что для Руси идея служения, совместного общего тягла, была движущей идеей развития страны. Служили все — от царя до последнего казака. Постепенно эта идея разрушалась. Сначала с освобождением дворянства, потом с отменой крепостного права.

В советском обществе идея служения ненадолго вернулась в общество, но последние 20 лет она снова размывается. Сохранилась идея служения в очень немногих видах деятельности: в Церкви, в армии, ну и еще, пожалуй, в медицине и в педагогике.

Хотя во все эти корпорации и пытаются внедрить идею «предоставление услуг за деньги». Это и идея наемной армии, и идея образовательных и медицинских услуг, это и представление о Церкви как о закрытом акционерном обществе, предоставляющем духовные услуги. Все это, безусловно, идет вразрез с исходной идеей служения.

Протоиерей Виктор Потапов, настоятель собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне, бывший религиозный редактор передач «Голоса Америки», благочинный южного округа Восточно-Американской епархии РПЦЗ:
Церковь это не армия. Это, все-таки, неудачное сравнение. Конечно, Церковь называют воинством Христовым, и мы ведем невидимую брань со злом и все должны быть вооружены духовным орудием. Но когда мы ведем борьбу с лжеучителями и людьми нехристианских взглядов, мы все-таки не должны прибегать к каким-то агрессивным словам и действиям, а бороться должны прежде всего духовным орудием – словом убеждения и молитвой.

Да, в Церкви, как и в армии, есть своя четкая Иерархия. Когда идут военные действия, дисциплина должна быть беспрекословной, и такая дисциплина в Церкви есть. Но это всегда должна быть дисциплина любви, дисциплина во Христе, с учетом, что мы свободны во Христе. А в армии по-другому. Там может быть жесткий генерал, который будет дисциплинировать воинов только ради дисциплины, а не потому, что он их уважает и любит. Мы же в Церкви всегда можем апеллировать к Любви, к Евангелию, к нашей свободе во Христе.

Мы все: священники, иерархи и верующие миряне – члены тела Христова, и мы обладаем свободой. В моей практике, я конечно не знаю, как в России, я там никогда не жил, всю жизнь я мог свободно общаться с архиереем, высказывать свое мнение и не соглашаться со священноначалием. Даже по каким-то крупным вопросам.

Я никогда не чувствовал, что вот, передо мной стоит генерал, и я не смею ничего ему сказать, или в чем-то не согласиться. Но при этом архиерей имеет полноту власти в Церкви, и я должен подчиниться его решению, даже если я с ним несогласен. При этом я могу громогласно о своем несогласии говорить, и никогда за это никаких наказаний для меня не последует. Во всяком случае, такова моя практика.

Безусловно, воинство мы в Церкви уважаем и любим, потому что воины готовы положить жизнь за други своя. Мы за воинство всегда молимся и всегда поминаем его на литургии. И когда воин умирает, он продолжает именоваться воином в поминальных молитвах.

Так что сравнение Церкви и армии напрашивается, но, все-таки, между ними есть существенная разница. Мы руководствуемся Евангелием, и самое главное у нас это все-таки любовь, в том числе в наших дискуссиях с иерархами. Надеюсь, что они это тоже помнят и всегда будут этим руководствоваться.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.