На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Богослужебные тексты для общего народного пения: Навечерие Рождества Христова (Утро 6 января 2013 года), Рождество Христово (6 — 7 января 2013 года)


Версия для печати
04.01.13, 13:40

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 — 7 января)

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

(Рождественский сочельник)

Тропарь праздника, глас 4:



Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся / Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3:



Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча младо Превечный Бог.

Величание:

Величаем Тя, / живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.


БЛАЖЕН МУЖ:(в начале вечерни)


Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (трижды).
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа (трижды).
Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа (трижды).
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа (трижды).
Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа (шесть раз). Слава Тебе, Боже (трижды)

СТИХИРЫ НА ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ ВОСКРЕСНЫЕ(поются клиросом)


Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради; неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет, от Неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас.
Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всячeская: пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися, Спас душ наших.
Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и Владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Oтчее сияние, всю тварь просветил eси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Oтчия, Сый, и прежде Сый, и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас.
Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Слава, и ныне: Августу eдиноначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под eдинем царством мирским гради быша, и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

ПАРЕМИИ (перевод на русский)

Бытия чтение, гл.1:1-13 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды". И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: "Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша". И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле". И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Чисел чтение, глава 24: 2–3, 5–9, 17–18 Был Дух Божий на Валааме, и, начав притчу свою, он сказал: "Как прекрасны жилища твои, Иаков, шатры твои, Израиль: как долины тенистые, как сады при реках, как шатры, которые водрузил Господь, (и) как кедры у вод. Произойдет Человек от семени его, и овладеет племенами многими, и возвысится [более Гога] Царство Его и возрастет [Царство Его]. Бог привел его из Египта; как у единорога слава его: пожрет племена врагов своих, и тучность их истощит, и стрелами своими поразит врага. Возлег и упокоился Он как лев и как львенок: кто поднимет Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие тебя прокляты! Взойдет звезда от Иакова и восстанет Человек от Израиля, и сокрушит вождей Моава и опустошит всех сынов Сифовых. И будет Эдом наследием, и будет наследием Исав, враг его, а Израиль проявил силу!"

Пророчества Михеина чтение, гл. 4:6–7; 5:2–4 В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую – в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь – ) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли.

Тропарь, гл.6:
Тайно родился еси в вертепе, / но Небо Тя всем проповеда, / якоже уста, звезду предлагая, Спасе, / и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; / с нимиже помилуй нас.

Стих 1: Основания Его на горах святых, / любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, / преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. / Помяну Раав и Вавилона, ведущим мя.
И поем конец: И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; / с нимиже помилуй нас.

Стих 2: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, / сии быша тамо. / Мати Сион речет: / Человек и Человек родися в нем, / и Той основа и Вышний.
И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; / с нимиже помилуй нас.

Стих 3: Господь повесть в писании людей / и князей сих, бывших в нем, / яко веселящихся всех жилище в Тебе.
И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; / с нимиже помилуй нас.

Тропарь тот же:«Тайно родился еси в вертепе…»

Пророчества Исайина чтение, глава 11:1–10 Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его – честь!

Пророчества Варуха чтение 3:36–38; 4:1–4
Это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. Это – книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, (войдут) в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её. Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя – народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам.

Пророчества Даниила чтение 2:31–36, 44–45
Сказал Даниил Навуходоносору: Ты, царь, смотрел: и вот, одно изваяние; велико то изваяние, и вид его превосходен. Стояло оно пред лицом твоим, и видение его – страшно. Изваяние, у которого голова – из золота чистого, руки, и грудь, и мышцы его – серебряные, чрево и бедра – медные, голени – железные, ноги – частью железные, а частью глиняные. Ты смотрел, доколе не отсечен был камень от горы без содействия рук, и ударил изваяние в ноги железные и глиняные, и разбил их прах до конца. Тогда сразу обратились в прах глина, железо, медь, серебро, золото, и сделались как пыль с летнего гумна, и подняло их силою ветра, и не нашлось места для них; а камень, ударивший изваяние, превратился в гору великую и наполнил всю землю. Это сон; и толкование его скажем пред царем: воздвигнет Бог небесный Царство, которое вовек не разрушится, и Царство Его другому народу не будет оставлено; и обратит оно в прах и развеет все царства, а само будет стоять вовеки – таким образом, как ты увидел, что от горы отсечен был камень без помощи рук и измельчил глину, железо, медь, серебро, золото. Бог Великий дал знать царю, что должно совершиться после сего. И истинен этот сон, и верно толкование его!

Тропарь, гл.6:
Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, / и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. / Волхвы наставил еси на поклонение Твое, / с нимиже Тя величаем: / Жизнодавче, слава Тебе.

Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси.
И поем конец: Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

Стих 2: Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.
Стих 3: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.

Тропарь тот же: « Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды...»

Пророчества Исайина чтение, глава 9:6-7 Младенец родился нам, Сын – и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!

Пророчества Исайина чтение, главы 7:10–16; 8:1–4, 8–10 Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: "Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте". И сказал Ахаз: "Не буду просить и не буду искушать Господа!" И сказал Исаия: Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе". И сказал Господь ко мне: "Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи – ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина". И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: "Нареки Ему имя: "Скоро отними, быстро разграбь", ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского". С нами Бог – познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание к Евреям, глава 1
Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя"? И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: "И да поклонятся Ему все Ангелы Божии". И об Ангелах говорит: "Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим", – а о Сыне: "Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих." И: "В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.

Евангелие от Луки, глава 2
В те дни вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И шли все записываться, каждый в свой город. Пошел же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею в город Давидов, который зовется Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученною ему женою, которая была беременна. Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить. И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!" И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: "Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь". И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано.


ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Тропарь праздника, глас 4:



Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся / Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3:



Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча младо Превечный Бог.

СТИХИРЫ НА ЛИТИИ: (поются клиросом)


Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют; волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в Вышних Богу, и на земли мир, прииде бо Чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия.

Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе.

Слава в Вышних Богу, в Вифлееме слышу от Безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти. Ныне Дева Небес ширши: возсия бо свет омрачeнным и смирeнныя возвыси, ангельски поющия: слава в Вышних Богу.

По образу и по подобию, истлевша преступлением видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже.

Слава: Волсви, персидстии царие, познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан, и смирну, и, падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго.

И ныне:Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.

СТИХИРЫ НА СТИХОВНЕ (поются клиросом)


Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает, Слово воплощается и Oтца не отлучается, Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир.

Днесь раждает Дева Творца всех, Eдем приносит вертеп, и звезда показует Христа солнца сущим во тьме; с дары волсви поклонишася, верою просвещаеми, и пастырие видеша чудо, Ангелом воспевающим и глаголющим: слава в Вышних Богу.

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше, волсви поклонишася Богу вочеловечшуся и, сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков; и ливан, яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся рождшемуся спасти души наша.
Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша.

И ныне: В вертеп вселился eси, Христе Боже, ясли Тя восприяша, пастырие же и волсви поклонишася. Тогда убо пророческая исполнися проповедь, и Ангельския силы дивляхуся, вопиюще и глаголюще: слава схождению Твоему, Eдине Человеколюбче.

НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ



Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Благословлю Господа (Псалом 33) (поется в конце вечерни)


Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся.
Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.
Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его.
Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Тропарь праздника.

На утрене:

БОГ ГОСПОДЬ (поется в начале утрени после шестопсалмия)


Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь праздника (трижды).


Величание:



Величаем Тя, / живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Псалом избранный:


Воскликните Господеви вся земля. / Пойте же имени Его. Дадите славу хвале Его. / Поведите вся чудеса Его. / Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя. / Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля. / Воспойте Господеви, пойте имени Его. / Исповедание и великолепие дело Его. / Избавление посла людем Своим. / Свято и страшно имя Его. / От Сиона благолепие красоты Его. / Бог же наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. / Милости Твоя, Господи, во век воспою. / Той воззовет Мя: Отец Мой еси Ты. / И Аз первенца положу Его. Высока паче царей земных. / И поклонятся Ему вси царие земстии. / Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса. / Мышцею силы Твоея разгнал еси враги Твоя. / Из чрева прежде денницы родих Тя. / Клятся Господь, и не раскается. / Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову. / Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя. / Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое. / И одержание Твое концы земли. / В главизне книжней писася о Мне. / Престол Твой Боже, в век века. / Жезл правости, жезл царствия Твоего. / Сего ради помаза Тя Боже, Бог Твой елеем радости. / Яко Ты наследиши во всех языцех. / Благословен Господь во век, буди, буди.

По полиелее седален:


Приидите, видим вернии, где родися Христос: последуем прочее, аможе идет звезда, с волхвы восточными цари: Егоже ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы, в Вифлееме Иудейстем.

Прокимен, глас 4


"Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя", – / клялся Господь, и не раскается. Стих: Сказал Господь Господу моему: "Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих".

Евангелие от Матфея 1:18–25 (перевод на русский язык)
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их". А это все произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: "Вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил", – что в переводе значит: "С нами Бог". Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее; доколе не родила Она Сына Своего, первенца, и он нарек имя Ему: Иисус.

Стихира, гл.6:
Слава в Вышних Богу, / и на земли мир, / днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, / днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: / слава в Вышних Богу, и на земли мир, / в человецех благоволение.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИРМОСЫ



1. Христос раждается, славите:/ Христос с небес, срящите:/ Христос на земли, возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.
3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим:/ вознесый рог наш, / свят еси, Господи.
4. Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы хвальный / приосененныя чащи / пришел еси, воплощься / от Неискусомужныя, Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.
5. Бог сый мира, Отец щедрот, / великаго совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам. / Тем богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият:/ в Деву же всельшееся Слово, / и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: / егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.
7. Отроцы благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но посреде пламене стояще пояху: / отцев Боже, / благословен еси.
8. Чуда преествественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо яже прият палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в нюже вниде, утробу. / Тем воспевающе воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.
9. Таинство странное вижду и преславное: / Небо - вертеп, / Престол херувимский - Деву, / ясли - вместилище, / в нихже возлеже Невместимый - Христос Бог, / Егоже воспевающе / величаем.

СТИХИРЫ НА ХВАЛИТЕХ:(поются клиросом)


Веселитеся, праведнии, Небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу рождшуся; Дева седит, Херувимов подобящися, носящи в недрех Бога Слова воплощенна; пастырие рожденному дивятся; волсви Владыце дары приносят, Ангели, воспевающе, глаголют: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Богородице Дево, рождшая Спаса, упразднила eси первую клятву Eвину, яко Мати была eси благоволения Oтча, носящи в недрех Божие Слово воплощенное. Не терпит тайна испытания. Верою eдиною Сию вси славим, зовуще с Тобою и глаголюще: Неизреченне Господи, слава Тебе.

Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам.

Отец благоизволи, Слово плоть бысть, и Дева роди Бога вочеловечшася; звезда возвещает, волсви покланяются, пастырие чудятся, и тварь радуется.

Слава: Егда время eже на землю пришествия Твоего первое написание вселенней бысть, тогда восхотел eси человеков написати имена, верующих Рождеству Твоему. Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися, вечнаго бо Твоего Царствия безначальное Рождеством Твоим обновися. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия православнаго богатства Богословия, яко Богу и Спасу душ наших.
И ныне: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесныя радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение

На Литургии (совершается литургия свт. Василия Великого)


АНТИФОНЫ ПРАЗДНИКА


Антифон 1-й, глас 2 (Пс. 110).


Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Изыскана во всех волях Его. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Слава, и ныне: Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

Антифон 2-й, глас 2 (Пс. 111).


Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа. Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр и праведен. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа.

Слава, и ныне: Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Антифон 3, глас 4 (Пс. 109).


Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Тропарь: Рождество Твое Христе Боже наш: Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Тропарь: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь: С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия. (трижды)

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся / Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3:



Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча младо Превечный Бог.

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ (перевод на русский язык)

Послание ап. Павла к Галатам, гл.4:4-7 Когда пришла полнота времени, Бог полсал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бого послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея, гл.2: 1-12 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где родится Христос?" Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничуть не меньший среди правителей Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему". Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою.

Вместо Достойно: Величай душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Версия для печати

Тэги: Рождество Христово 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Богослужебные тексты для общего народного пения: Навечерие Рождества Христова (Утро 6 января 2013 года), Рождество Христово (6 — 7 января 2013 года)

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 — 7 января)

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.