На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Архиеп. Иларион (Алфеев): зависимость от алкоголя лечить путем гипноза или кодирования -- это очень опасно


Версия для печати
02.11.09, 22:35

В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму "Задай архиепископу Волоколамскому Илариону":«Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

Полная версия программы от 31 октября

ВЛАДЫКА: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Это программа «Церковь и мир». Вести мне ее помогает обозреватель Иван Семенов.

СЕМЕНОВ: - Здравствуйте. Свои вопросы архиепископу Иллариону, председателю Отдела Внешних церковный связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы – «Вера.Вести.ru».

ВЛАДЫКА: - Мы получаем очень много вопросов по теме алкоголизма и наркомании. И я решил посвятить эту передачу этой очень непростой и актуальной теме.

СЕМЕНОВ: - Владыка, есть такое мнение, которое иногда слышат и наши церковные люди, которые исходят от атеистов, язычников, иногда от мусульман, что Православная Церковь сама спаивает русский народ, потому что вино является частью церковного обряда. И поэтому Церковь смотрит сквозь пальцы на вот этот душевный недуг -- на пьянство и алкоголизм. Что вы можете сказать на этот счет?

ВЛАДЫКА: - Во-первых, то, что вино является частью церковного обряда, если речь идет о причастии, то в причастии человек употребляет буквально несколько граммов вина. И поэтому причастие никак не может привести к алкоголизму. Другой вопрос, что наши верующие, а подчас и священники увлекаются алкоголем. Это не связано с литургическим культом. Это связано просто с дурными привычками человека. Мы не запрещаем нашим верующим выпить бокал вина за обедом. Но, если человек употребляет крепкие напитки в большом количестве, то конечно это идет в разрез с православным идеалом христианина, и тем более священнослужителя. И, действительно, это одна из проблем Православной Церкви, с которой мы боремся. И даже среди наших священнослужителей есть люди, которые, фактически, страдают алкогольной зависимостью.

СЕМЕНОВ: - Владыка, все время советской власти понятно, Церковь не могла оказывать окормление народу кроме как внутри церковных оград. Но вот сейчас борьба в епархиях Русской Православной Церкви с этим недугом, с пьянством, достаточно распространилась, шириться. И я предлагаю посмотреть репортаж из епархии, которая мне представляется лидером в этой сфере -- из Санкт-Петербурга.

Сюжет. Школа трезвения.
Солидного вида джентльмен ежедневно приходит на службу и привычно решает транспортные проблемы Петербурга. Для большинства своих коллег он прежде всего авторитетный профессионал, руководитель департамента. Немногие знают, что Андрей Кузьмин уже 8-й год возглавляет братство трезвения при Храме в поселке Володарский. Тягу к выпивке Андрей расценил как душевный недуг и нашел в себе мужество признать собственную слабость.

Андрей Кузьмин, начальник отдела Санкт-Петербургского учреждения «Организатор перевозок»: «В какой-то момент я просто устал выпивать. У меня долгое время была иллюзия, что бросить пить легко, ведь у меня не было запоев. На самом деле, я был на грани пропасти».
У Андрея не было сомнений в том, каким способом можно победить страсть. За помощью он отправился в Храм, и выяснил, что в стремлении своем не одинок. Оказалось, что в Петербурге и его окрестностях с середины 90-х годов действуют десятки школ и обществ трезвости, объединенных в братства, каждое из которых насчитывает в своих рядах от 30-ти до семидесяти человек. От привычных реабилитационных центров их отличает принципиально иной подход к решению проблемы.
Владимир Цыганков, руководитель Школы трезвения: «Пока человек банально болен, он не способен мыслить духовно. До этого еще дорасти надо. С другой стороны врачебная помощь сама по себе не очень эффективна Но из этого не следует, что она не нужна. Вот когда все эти составляющие объединяются, тогда можно получить хороший результат. Врач, психолог, священник».

Школа трезвения при Санкт-Петербургской епархии существует уже 11-й год. За это время исцеление в ней получили более 5-ти тысяч человек, страдавших алкоголизмом. Полный курс лекций, бесед и совместных поездок по Святым местам рассчитан на один год. Но, как правило, получив исцеление и найдя свой путь к Храму, братства уже не покидают.

Андрей Кузьмин: «Мы собрались в братство, стали принимать обеты. Я несколько раз принимал обет на определенный срок. Но потом понял, что это неверно. И вообще отказался от спиртного. И мне стало так спокойно на душе!».

На кладбище Алексанро-Невской Лавры – приметное надгробие в форме гигантского колокола. Это могила священника Александра Рождественского – основателя Александро-Невского общества трезвости, в котором состояли 70 тысяч человек. Как писал Евгений Поселянин, «70 тысяч семей, застрахованных от когтей нужды, безработицы, беспросветного ада».

Алексей Михалёв, Алексей Сасырин, Дмитрий Бойко,
Специально для программы «Церковь и мир».

СЕМЕНОВ: - Владыка, вот в нашем репортаже упоминалась практика давать обеты трезвости перед Крестом и Евангелием. Как вы относитесь к такой практике? Обещать Богу в храме перед священными предметами, не употреблять спиртного никогда или какое-то время -- правильно это?

ВЛАДЫКА: - Я думаю, что это хорошая практика. Единственный ее недостаток, это если человек нарушит обет, то у него может пропасть решимость его исполнять. Потому что, он себе скажет, - «Ну, вот, я дал обет, но раз я его нарушил, то теперь уже, как бы, все пропади пропадом». И человек возвращается к своей прежней практике. Поэтому здесь конечно важно не только дать обет, но и иметь решимость его исполнять. А также важно просить у Бога помощи. Потому что, иногда у человека собственных сил не хватает. Так вот, чтобы он не дал обет в состоянии какой-то гордыни, - «вот я пообещаю и выполню», а чтобы он понимал, что для того, чтобы выполнить обет, ему нужна помощь Божия, и благодать Божия.

СЕМЕНОВ: - На нашем сайте задает вопрос наша зрительница Антонина: «Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Человек становится алкоголиком по разным причинами. Или потому, что он унаследовал страсть алкоголя от родителей. Так бывает. Или потому, что окружающая среда его к этому подтолкнула. Но чаще всего за алкоголизмом стоит сознание внутренней пустоты, неспособность человека эту внутреннюю пустоту заполнить. И вот он начинает искать какие-то средства для того, чтобы жизнь ему казалась наполненной, интересной, счастливой. Чтобы он чувствовал ту эйфорию, которую ему хочется почувствовать, и которую без алкоголя он не может почувствовать. И, в общем, вот весь этот комплекс проблем приводит к алкогольной зависимости. И поэтому лечить ее просто чисто механическими средствами --путем гипноза или кодирования -- это очень опасно. Тем более, что в этой области работает очень много шарлатанов. Тем более, что способы кодирования очень разные, иногда опасные для психики человека. Тем более, что бывает так, что человека закодируют, ему что-то внушат, потом, допустим, он нарушает запрет, ничего не происходит и он тогда понимает, что, в общем, все в порядке. Это кодирование ничего не значило и ничего не стоило. Здесь слишком много опасностей. А самое главное, что невозможно механически прервать вот эту вот зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

СЕМЕНОВ: - Вопрос телезрителя. «Можно ли считать алкоголиков и наркоманов одержимыми бесами?».
ВЛАДЫКА: - В какой-то степени да. И не случайно люди, которые страдают алкоголизмом и наркоманией на каких-то стадиях они начинают видеть бесов.

СЕМЕНОВ: - Ну, «допился до чертиков».

ВЛАДЫКА: - Да. У них начинаются какие-то галлюцинации, начинается белая горячка. Это все связано. Потому что, вот это вот чрезмерное употребление алкоголя и употребление наркотиков, оно ведет человека к соприкосновению с тем темным потусторонним миром, с которым он вообще не должен соприкасаться. А ведь алкоголизм и наркомания, они по сути дела не совместимы с подлинной церковной жизнью.

СЕМЕНОВ: - Вот вопрос такой сложный, на мой взгляд. «Дочь у знакомых умерла от передозировки наркотика. Нужно ли считать ее самоубийцей? Можно ли ее отпевать в церкви?».

ВЛАДЫКА: - Формально, это не самоубийство. И таких людей мы, как правило, отпеваем и церкви. Но, реально это по сути дела самоубийство. Потому что, конечно, когда человек принимает наркотики, он не делает это для того, чтобы умереть. Но, фактически, он ведет себя к смерти. То есть, это самоубийственная практика.

А теперь мы предлагаем вам посмотреть репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

Москва. Храм Христа Спасителя. Фестиваль жестовой песни.
Алеша хочет стать актером. И, конечно, ему в этом ничто не должно помешать. Даже то, что он – глухонемой. С нами он согласился поговорить при помощи своего художественного руководителя Елены Валерьевны. И рассказал, что учится на первом курсе Государственного специализированного института искусств. А на фестиваль жестовой песни «Душа поет» он приехал с номером «Родина» под фонограмму Витаса.

Гремит фонограмма, ей в такт меняется подсветка. Все это – для того, чтобы глухие певцы и танцоры чувствовали ритм. Они выступают так артистично, что невозможно поверить в то, что они никогда не слышали тех песен, которые исполняют. Лишь внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что их артикуляция не всегда совпадает с пением.

Татьяна Нефедова, организатор фестиваля: "Для того, чтобы артикуляция совпадала с пением, надо выучить слова, научиться передавать их жестами -- правильными жестами, бывают ведь жесты вульгарные..."

На фестиваль приехали художественные коллективы со всей России, а также из-за рубежа. Среди них – и дети-сироты.

В основном, ребята пели о Родине и о семье.

А основную идею фестиваля еще в самом начале сформулировал священник Георгий Рощин из Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он напомнил собравшимся евангельские слова о том, что помышления выходят из сердца. А чтобы обратиться к Богу – не обязательно говорить что-то вслух.

Москва. Конференция "Русская Палестина".

Швеция. Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые браки.

С ноября текущего года Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые союзы наравне с «обычными» браками. Такое решение было принято большинством членов Церковного совета -- высшего церковного органа. После голосования архиепископ Андерс Вейрюд заявил, что "в международном плане это решение можно сравнить с оттепелью". Шведские СМИ уже назвали это событие историческим. Так как Шведская Церковь стала первой среди крупных церквей, признающих однополые «браки». Но именно такой лояльный подход к вопросу однополых союзов вынудил Русскую Православную Церковь заявить о разрыве отношений.

Протоиерей Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП: "Изначально это решение было принято четыре года назад. И четыре года назад мы заявили о разрыве отношений. Это какая-то цивилизация небытия. Все говорит о небытии человека: аборты, эвтаназия, теперь вот однополые "браки". Такие союзы не направлены на создание новой жизни".
СЕМЕНОВ: - Владыка, мы получаем очень много вопросов на эту непростую тему. И вот наша телезрительница спрашивает, «Признает ли церковь такую вещь как созависимость?».

ВЛАДЫКА: - если воспринимать мир глазами церковного человека, то мы помним слова о том, что «Церковь – это единое тело, в котором все члены". И если страдает один член, то страдают вместе с ним и все члены. И мы сострадаем тем людям, которые находятся в состоянии зависимости. Но вопрос здесь немножко о другом. Здесь вопрос как раз о том, что человек, который сам впадает в зависимость, способен этой зависимостью заражать других.

СЕМЕНОВ: - Есть программа «Двенадцать шагов». Известная, с Запада к нам пришедшая, программа анонимных алкоголиков, которая на Западе весьма успешно развивается. У нас она начинает сейчас внедряться, и иногда даже священники призывают людей пользоваться этой программой. Не возникает ли тут тоже своего рода подмена зависимости. Потому что ведь анонимные алкоголики должны посещать свои собрания до, в общем, кончины своей. Иначе у них есть риск сорваться...

ВЛАДЫКА: - Но, вы знаете, они не обязательно должны посещать эти собрания до кончины. Потому что это двенадцать шагов, и, рано или поздно, когда человек делает двенадцатый шаг, программа как бы заканчивается. Я не знаю эту программу в деталях. Но, когда я служил в Храме Святой Екатерины в Москве, то у нас при Храме была группа анонимных алкоголиков, которые по этой программе занимались, а мы, священнослужители, помогали им интегрировать эту программу реабилитации и освобождения от алкогольной зависимости в их собственный церковный опыт. То есть, в каком-то смысле мы…..

СЕМЕНОВ: - …воцерковляли эти двенадцать шагов, да?

ВЛАДЫКА: - Мы воцерковляли эти двенадцать шагов. А параллелей там очень много, потому что, как раз эта программа «Двенадцать шагов» исходит из представления о том, что человеку недостаточно просто, скажем, перестать пить, или запретить себе пить, или внушить себе, что он не должен употреблять наркотики. Для того, чтобы отказаться от зависимости, человек должен приобрести в себе какой-то внутренний стержень. А этот внутренний стержень можно приобрести только благодаря внутреннему перерождению. И вот эти шаги, они включают очень разные стадии. Например, один из шагов -- это вспомнить все зло, которое ты совершил по отношению к другим людям. Ты должен это записать в тетрадку. Следующий шаг, ….

СЕМЕНОВ: - То есть, это такого рода покаяние.

ВЛАДЫКА: - Это, по сути дела, что-то похожее на исповедь. И мы, когда этими людьми руководили, мы как раз им и предлагали. «Вот давайте, ваш третий шаг, допустим, или там пятый, -- не помню уже какой, -- это будет исповедь. Вот вы придете на исповедь, вы все это расскажете». А следующий шаг они должны подумать, кому из тех, кому они раньше нанесли ущерб, они могут сейчас сделать что-то доброе. То есть, можно ли поправить то зло, которое они совершили. А если это невозможно, то есть ли какие-то другие способы для того, чтобы это зло исправить. То есть, эта программа своего рода духовного перерождения. В этом смысле она созвучна тому, что делает Церковь. Очень важно только, чтобы на нашей православной почве эта программа была выцерковлена, адаптирована к нашим нуждам, и чтобы Православная Церковь, если так можно сказать, взяла над ней шефство.

Дорогие друзья, на грядущей неделе мы вспоминаем необычного святого – апостола Иакова, брата Господня. Подробности в нашем православном календаре.

Православный календарь. Апостол Иаков, брат Господень.
Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Поэтому Иаков не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме.
Он вел жизнь подвижника, не пил вина, воздерживался от мяса, и постоянно молился за свой народ.

Служение апостола Иакова было трудным - вокруг было множество ярых врагов христианства. Но, согласно житию, вел себя с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

При большом стечении народа апостола ввели на портик Иерусалимского храма, и спросили его о Христе. А когда тот подтвердил, что верит в него как в Господа – сбросили Иакова на землю и побили камнями.

Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание – позже оно войдет в состав Нового Завета. Главная цель послания — утешить и укрепить христиан и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера без добрых дел — мертва и не приводит ко спасению.

Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Эта литургия и поныне совершается в день его памяти в Иерусалимской Православной Церкви.

ВЛАДЫКА: - Дорогие друзья. Я хотел бы в заключение нашей передачи напомнить вам слова из послания Святого апостола Иакова, - «Вера без дел мертва». Это замечательные слова, которые показывают, что мы не должны быть просто верующими в церкви, мы не должны быть просто верующими в уме. Вера должна мотивировать наши поступки. Давайте на предстоящей неделе подумает об этом. Храни вас всех Господь!

Источник: «Церковь и мир».

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.