Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Афонский старец Гавриил: Христос – Свет без тени

№0'0000 Жизнь в Церкви  14.05.13 10:47 Версия для печати. Вернуться к сайту

В ответ на богохульную театральную постановку один из самых известных афонских старцев Гавриил Карейский написал текст о Христе. Это практически стихотворение в прозе. Читая его, вспоминаешь гимны Симеона Нового Богослова. ТЕКСТ

Старец Гавриил Карейский – один из самых известных современных афонских старцев. Вот уже много лет он подвизается в келье святого Христодула близ столицы Афона – города Кареи.

Старец написал похвалу Господу нашему Иисусу Христу. Поводом послужила пьеса греко-албанского театрального режиссера Лаэртиса Василиу под названием “Corpus Christi”, где Спаситель и Его 12 учеников изображаются как люди нетрадиционной сексуальной ориентации.

Скандальная пьеса была осуждена Римо-католической Церковью, выступившей против показа постановки в Италии (в 2000 году).

Кощунственная постановка вызвала негодование десятков верующих собравшихся 12 октября 2012 г. у театра «Хитирио» в столице Греции. Несмотря на то, что здание учреждения усиленно охранялось, собравшимся людям удалось добиться отмены постановки.

Ранее Священный Синод Элладской Православной Церкви назвал «Corpus Christi» «кощунственным и недостойным» произведением и призвал греческий народ выразить своё несогласие с его демонстрацией на греческой земле.

В одном интервью, в котором были затронуты некоторые острые проблемы современности, старца Гавриила спросили, что он думает о постановке Corpus Christi и других случаях открытых нападок на Церковь. Старец ответил: «На протяжении веков многие антихристы c бешенством ополчались на Главу нашей Церкви. Но даже они не осмеливались оскорбить и опорочить моральный облик нашего Спасителя. Антихристы нашего времени потеряли всякий стыд… В своём развращении и низости люди превзошли самого дьявола!»

Афонский старец Гавриил
О Господе нашем Иисусе Христе


Иисус Назорей, Богоначальное Божественное Слово, Сущий, Бессмертное Слово Бога и Отца.

Господь Иисус, всемудрейший Равви, читающий в глубине каждого сердца, и всезнающий Учитель всех веков и эпох.

О, Предвечное Слово Божие, Пречистый и Невинный Младенец Вифлеемский, Единственный Истинный Бог и одновременно Единственный Истинный Человек!

Богоносный Человек и Бог, носящий плоть, Первородный из мертвых, Высший Архиерей, Божественное Слово Живого Бога, Сын Божий и Сын Человеческий. Богочеловек Иисус Христос, Слово, Совечное Богу и Отцу, Бог от Бога и единосущный всякому рожденному человеку, несозданный Сын Божий, Единородный, Вифлеемский Младенец, Невиннейший и Чистейший.

Господи, Ты Единственный между Богом и людьми Примиритель и Посредник, Единый Спаситель и Освободитель всей вселенной, Величайший Миротворец, Податель мира и тишины, Господь Иисус Христос. О, Всеславный Воитель против Ада и смерти, Единственный Победитель смерти, всех смертей во всем мире, Человек Божий Господь Иисус. Бог, ставший смертным, Высший Судия всего человеческого рода, Единственный и Незаменимый.

Ты, Господи, единственный по природе Своей Святой и Пренепорочный, познавший смерть и не пострадавший от нее, Ты всех неизмеримо во всем превосходишь. Единая, Абсолютная, Совершенная и Самодостаточная Сверхсвятость, Единственный Святой в самом совершенном и особенном смысле. Ты есть Сущий, абсолютная Добродетель и Совершенство в высшей и, насколько можно вообразить себе, полнейшей степени.

О, Всесвятейший и Всепренепорочный, Ты Единственный сверхисполнен неизчетной святости, которую несешь в Самом Себе и достигаешь полной Совершенной Чистоты. Единственный Властитель и Господин мистической святости, Хозяин и Обладатель несказанной чистоты.

Святой без сравнения и неподражаемо Непорочный, несопоставимо ни с кем Нескверный и Неблазный. Ты Тот, Кто несравненно лучше святости и превыше нравственной чистоты, Ты превосходишь их в бесчисленное множество раз.

О, Единственный в особой и высочайшей степени Пречистый! Только Тебе присуща особенная нравственная цельность и безупречность, Величайший и Всепречудный. О, исключительное Совершенство и сверх всех живых существ Нескверность!

Единственный из всех людей земли Ты обладаешь Святостью в ее совершенной полноте, и только Ты Один не совершил ни единого греха.

Не по преложению и смешению Ты Нескверный и Чистый, но по природе и существу Ты – Пречистая Чистота и Неоскверненная Нескверность. Единственный в Самом Себе Ты, Господи, содержишь бесконечно широкие и глубокие океаны невинности и, в то же время, единственнейший Ты по Своей природе достигаешь совершенной во всем безупречности и совершенства.

Святой не по ошибке или по участию благодати, не в определенной лишь степени Ты обладаешь святостью. О, нераздельно и неучастно Всесвятой! Ты обладаешь неописуемой нравственной чистотой во всех смыслах и непостижимо господствуешь над духовной цельностью и совершенством.

Только Ты, Господи, по Своему Существу полон всяческой святости, и только Ты есть по природе Своей всяческое вместилище освящения. Единственный под небом Ты Сам по Себе, в Бытии Своем, Святой, и только в Тебе заключена вся святость мира. В Тебе, Господи, Единственнейшее Начало и Рождение всякой добродетели и совершенства.

Единственный, Господи, Ты по природе и сущности несешь в Себе неисполнимое исполнение высочайшей нравственной чистоты, и Ты Единственнейший, Кто освящает святых. Ты неизмеримо превосходишь все совершенное, Ты неподражаемо больше всего нескверного и чистого, Ты неописуемо выше всего неблазного.

О, всечистейшая Чистота, совершеннейшее Совершенство и нескверная Неблазность! Ты непостижимо высочайший всех Верховный Архиерей и Обладатель неисчислимой невинности и бесконечной святости не по причастию и получению, но по Существу Своему и усмотрению.

По природе Своей Ты Единственный – сверхсовершенная Святость и по существу - всесовершенная нравственная Цельность. В Самом Себе, Господи, Ты носишь – не случайно или в долг Тебе данную, но присущую – сверхполную полноту Нескверности. С кем Ты можешь сравниться в Святости, и кто может уподобиться в Совершенстве Тебе, превзошедшему все мыслимые и немыслимые границы Невинности? Господи, Ты Сам, по Собственному усмотрению, наполнен Всесовершенством, как глубочайшая, бездонная бездна, Ты есть необозримое, безбрежное море Безупречности и Цельности. О, нескончаемая глубина Чистоты и Непорочности! Только Тебе по Естеству Твоему принадлежит достоинство абсолютной святости. Только Тебе присуща по природе Твоей похвала совершенной Невинности. Только Ты по Рождению Своему можешь носить Имя полной нравственной чистоты. Только Ты в самой Своей природе носишь неизмеримую Непорочность и Ты, Единственнейший из всех, обладаешь всем совершенством незапятнанности. И всё это сверхприсуще Тебе в неизмеримой и неисследованной мере. Только Ты в Самом Себе есть Воплощение святости. В Тебе Невинность стала Личностью. О, совершеннейшая нравственная цельность! По самой природе Своей только Ты имеешь всю неописуемую святость и всяческую нравственную Чистоту. Освящать и давать святость тем, кто ее принимает, – это Дар, который принадлежит лишь Тебе.

Всеми поразительными, сверхъестественными и чудесными Твоими дарами – сверхсвятостью и всенескверностью, сверхцельностью и всенепорочностью – Ты обладаешь по природе Своей и носишь их в Существе Своем. Ни один дар, которым Ты обладаешь, не получен от кого-то другого.

Величайшие умы человечества – не только богоносные Святые Отцы, но и рационалисты всех времен и эпох, критики и даже сами враги Иисуса, отрицавшие Его Божественность, – приняли и воспели исключительную, единственную, прекрасную, неповторимую и ни с чем не сравнимую нравственную красоту Иисуса.

Ниже приводятся некоторые отрывки из их высказываний о нравственном облике Иисуса, из книги преподавателя и богослова Пан. Трембела «Апологетические исследования. Иисус из Назарета», Афины, 1994.

Иисус – это исключительный нравственный характер, недосягаемый и непревзойденный по Своей славе и известности, Совершеннейший из всех, кого когда-либо видел мир. Он представляет Собой редкое явление нравственной жизни, будучи неизмеримо выше всякого почитания. Он высочайшая нравственная знаменитость всех веков и эпох. Самая Святая Личность в человеческой истории, Единственная, исключительная, никем не достижимая. Личность, полностью свободная от недостатков и малейших нравственных пятен. Он абсолютно Святой и совершенно Безгрешный. В совершенном и цельном нравственном Образе Иисуса Христа нет ничего достойного порицания и предосудительного.

Он совершеннейший и нравственно безгранично превосходящий святых всех веков и времен. О, святость Иисуса, совершенная, абсолютная, несравнимая и недостижимая, лишенная всего злого и отрицательного!

Во всей жизни Иисуса Христа изумительно блистает исключительная и высочайшая красота Его нравственной Личности – неизмеримо Невинной, невыразимо Нескверной и в высшей и крайней степени Совершенной.

Нравственная Цельность и Совершенство Иисуса непостижимо превосходит всякое возможное описание и понимание, совершенно не поддается никакому представлению. Нравственный Образ Иисуса имеет изумительное сияние и светлость, небесную, ни с чем и ни с кем несравнимую красоту. Все добродетели в нравственном Образе и Личности Иисуса поднялись на высочайшую вершину, на которую невозможно больше никому возвыситься.

Иисус из Назарета есть совершеннейший Образец и Прототип нравственности всех народов, всех исповеданий, всех эпох, всех степеней культуры и цивилизации и всех духовных направлений. Везде принимается этот идеал Воплощенной Справедливости и Добродетели, Высочайший Нравственный Образец, в Котором нет ни малейшей тени, ни пятнышка. Он есть Воплощение Нравственного Совершенства, Нескверное и Невинное и Безупречное Воплощение идеала Нравственности. Иисус – Святой в абсолютной и сверхвысочайшей степени, в особом и исключительном смысле, Один и Единственный Истинный по существу Невинный и Чистый. Иисус – это Личность Сверхчеловеческая, Единственный и Неповторимый Образ, великолепный и наполненный чудом в нравственной сфере в течение веков. Вся земная жизнь Иисуса – это величайшее нравственное чудо, которому не найдется не только подобного, но и хотя бы немного приближающегося по значению, в истории человечества. Нравственный Образ невыразимого достоинства и несравнимой красоты, которой ничто не может быть равным. Святой, Которому не может уподобиться ни один человек, ни до Него, ни после, когда-либо живший, живущий ныне или в будущем на земле.

В исторических памятниках на протяжении всей истории человечества не описывается нравственной Личности, которая была бы более Святой, Цельной, Светлой, Изумительной, Великолепной, Значительной, Выдающейся и Совершеннейшей. Единственный живший под небом совершенно Безгрешный и совершенно Святой, полностью освобожденный от малейшего изъяна.

Абсолютная Безгрешность Иисуса Христа – это явление, единственное в своем роде, неповторимое, не имеющее аналогов в истории всего человечества. Никогда никакая вина и никакой грех не ложились грузом на душу Иисуса, никакое, даже самое наималейшее, пятно не загрязнило ослепительную нравственную белизну и красоту Его.

Только Иисус Назорей, в череде бесчисленных человеческих поколений, живших под небом, заслуживает названия Безгрешный. Иисус Назорей есть Свет без тени, Истина без обмана, Святость без скверны, Чистота без единого пятна, Он украшен исключительным нравственным превосходством.

Идеальный и Неповторимый Человек, равного Которому не найти. Нравственная красота Иисуса, всегда и во всем несравненная и непревзойденная никем другим, когда-либо жившим на нашей планете.

[Сказал] Великий Наполеон: «Иисус никогда не писал книг и, тем не менее, о Нем было написано столько книг, что они не помещаются во все библиотеки мира. Иисус не открыл ни одной школы, но все школы вместе не могут похвастаться, что в них столько же учеников, сколько у Него. Иисус никогда не работал врачом, и все же количество исцеленных Им сердец больше, чем число всех тех тел, которые были вылечены всеми врачами в мире. Иисус никогда не стоял во главе войска, но ни один полководец в истории не может похвалиться, будто у него больше добровольцев, чем у Христа. Александр Великий, Цезарь, Ганнибал завоевали мир, но у них не было друзей. Александр Великий, Цезарь, Карл Великий и я создали Империи. Каким образом? Они построены на насилии. А Христос основал Свою Империю на любви».


Перевод: монахиня Екатерина (СОКОЛОВА)
Фото сайта www.agionoros.ru