На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №4 (33)'2008

Какую роль актриса Екатерина Васильева считает главной


Версия для печати
22.07.08, 10:48

Чуть меньше года назад в московском ТЮЗе состоялась премьера спектакля-антрепризы «Сестры». С тех пор спектакль несколько раз прошел в Москве и еще несколько -- в провинции. Сестры -- это героини романов Ф. М. Достоевского, но главная из них – персонаж реальный: жена писателя Анна Григорьевна Сниткина. Спектакль поставлен по ее дневникам. Роль Анны Григорьевны, а также ее «сестер»: матери Раскольникова Пульхерии Александровны, Настасьи Филипповны и Бабушки из «Игрока» в спектакле исполняет одна актриса -- Екатерина ВАСИЛЬЕВА.

СПРАВКАНародная артистка России Екатерина ВАСИЛЬЕВА родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье поэта-песенника Сергея Васильева. В 1967 году окончила ВГИК. Играла в театре им. М. Н. Ермоловой, в «Современнике», во МХАТе. Снялась в более чем 70 фильмах: «Бумбараш», «Соломенная шляпка», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «Визит дамы», «Кто, если не мы», «Приходи на меня посмотреть», «Легенда о Тампуке» и др. Казначей храма священномученика Антипы. Духовник -- настоятель этого храма протоиерей Владимир Волгин. Сын -- священник Дмитрий Рощин, пятеро внуков.


Актер -- это палач
-- Екатерина Сергеевна, в основном мы вас знаем как актрису, играющую ярких, сильных женщин. И зритель невольно ассоциирует актера с ролями, которые тот играет. В жизни вы такая же, какой мы видим вас в кино.


-- Это неправильно, что об актере судят по нескольким ролям. Люди меня знают по четырем картинам, которые без конца крутят в течение тридцати лет по ТВ. А я была в первую очередь театральная актриса, драматическая, даже трагическая, у меня был огромный репертуар. То, что я делала и делаю в кино, это вообще не считается.
Я не знаю, какая я! Это не ко мне вопрос. Спросите у моего духовника, какая я. Я не знаю даже, изменилась ли я за эти 27 лет, что я в Церкви, -- это может сказать только мой духовный отец и мои близкие.

Вообще никто ничего ни про кого не знает. А уж про артистов тем более, потому что они все время играют. Вот был такой актер Георгий Бурков. Он был очень образованный, умный, глубокий человек, а в нем все видели комика. Первая ассоциация, когда говорят о Буркове, -- человек-праздник. А я-то думаю, что он был глубоко несчастен. Он вынужден был носить эту маску. Я знала его хорошо, и знала, как он страдал от этого.

Я не сильная женщина. Вы меня сейчас в одну секунду вышибли из седла своим вопросом. Сильная женщина бы глазом не повела. А я слабая. А все из-за тщеславия, гордыни, с которыми так трудно бороться, особенно артистам. Вот кажется -- все, справился, но тут приходит журналист, задает вопрос, и ты взрываешься! Я снимаюсь сейчас в кино, но это для заработка -- у нас большая семья и духовник меня не отпускает из профессии уходить; но главное сейчас другое: я казначей храма, у меня сын -- священник. В этом моя жизнь, а не в острохарактерных ролях.

-- Актерская профессия плоха?
-- Отвратительна. Потому что и так кругом сплошной маскарад, каждый человек жизнь тратит на то, чтобы как можно больше закрыться. Только в Церкви человек может раскрыться, встретиться с самим собой. А в основном люди скрывают себя от других и, самое ужасное, от себя самих. Все существует для этого -- и одежда, и макияж, и характер свой люди скрывают. А артисты избрали это своей профессией!

Профессия актера не самостоятельная, заказная. Сначала существует текст, пьеса или сценарий. Потом режиссер, который интерпретирует этот текст, и потом уже актер, которого выбирает режиссер, чтобы через него донести свой замысел. Чужой текст, чужие мысли, чужие интерпретации. Актер уже третий в этой цепочке. Он приводит приговор в исполнение, он палач.

-- Ваша личность не участвует в том, что вы играете?
-- Конечно нет. Она включает те свои ресурсы, которые в данном случае нужны. Если бы я всерьез играла Клитемнестру у Питера Штайна в «Орестее», я с ума сошла бы -- семь часов по локоть в крови. Там у Штайна все было сделано по-настоящему, кровь дымилась… Я не могла в это «включаться», я играла только за счет техники. Я думаю, актер силен изображением, а не переживанием того, что он делает. Я терпеть не могу актеров, которые всерьез разрывают себе сердце.

Дар лицедейский или дар проповеди?
-- Можно ли сказать, что творчество -- это ступенька к духовной жизни?

-- Мне кажется, нет. К сожалению, только редкие люди, которые действительно достигли духовных высот, могут сочетать эти две в общем-то несочетаемые вещи -- творчество и духовную жизнь. Святой Иоанн Дамаскин был великим поэтом, но, когда он ушел в монастырь, первое его послушание было -- чистить отхожие места, и он несколько лет этим занимался, и стихи не писал. А потом он писал уже акафисты. Кто-то из святых говорил: «Если хочешь спастись -- уйди из города, в котором ты грешил». Поэтому первое желание человека творческой профессии, который начинает бороться за свою душу, -- уйти, порвать, никогда не прикасаться. В моем случае было так: я какое-то время не работала, а потом меня духовник благословил снова вернуться в театр. И когда я его спросила, почему он меня снова туда направляет, он сказал, что мне это уже не опасно. Может быть, имея в виду, что тщеславие мое стало не таким жгучим. Но бороться с тщеславием можно всю жизнь.

Творчество -- это такая благодатная почва для произрастания грехов, как никакая другая. Вокруг людей, которые занимаются творческим трудом, вьется много всякого рогатого народа, который внушает: это ты пишешь замечательную книжку, ты играешь гениально на сцене. Но если человек что-то творит не во славу Божию, а в свою славу -- все, труба. Это страшный грех, это гордыня. Я по себе знаю -- я забываюсь, принимаю похвалы, я не соображаю, что это мне дано, это не мое. И если я распоряжаюсь дарованным мне Богом не во славу Божию, а в свою собственную, то я за это буду ой как отвечать.


Екатерина Васильева: «Суд людской -- неправедный, потому что люди -- большие путаники, и реагировать на их похвалы нельзя»


А то ведь можно и самому погибнуть, и других за собой увести. «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят». А это и есть так называемые творцы. Я жила среди них, я знаю, какую безнравственную жизнь они себе разрешают, потому что они думают, что творец может себе все позволить, оправдываясь тем, что он невероятно важен и нужен, что он избранный. Поэтому я бежала от этого.

-- А как же притча о закапывании талантов?
-- Я понимаю так, что талант -- это добродетели, духовные дары. Например, дан человеку дар любви -- я видела таких людей. И человек может этот дар распространить на весь мир, а может ничего с ним не сделать, «закопать» его. А что такое «дар» лицедейский? Такого дара от Бога быть не может, потому что отец лжи -- дьявол, а лицедейство -- это ложь в самом прямом и изысканном виде. Если человек талантливый актер -- и дары-то ведь дает Бог, не сатана, -- значит, это какой-то дар от Бога, видоизмененный в дар лицедейский. Когда я спросила об этом у отца Владимира, он подумал и через несколько дней мне сказал: «Может быть, это дар проповеди?»

Я знаю за собой, что, когда я на сцене, я могу делать с залом практически все что угодно -- люди плачут и смеются. И раз я заставляю людей так сильно мне сопереживать, наверное, через меня можно проводить хорошие идеи. Могу ли я заниматься проповедью Христа, будучи лицедейкой? Не могу. Но я много езжу по стране, меня приглашают на встречи с людьми, и бывают большие залы, где я могу просто говорить о Церкви. И я делюсь с людьми тем, что я знаю, чему я учусь в Церкви.

Это, конечно, такая слабенькая, женская проповедь, но она материнская, идущая от сердца. Играть на сцене я категорически больше ничего не могу, я уже давно не играю в театре, кроме одной антрепризы, потому что даже в классических текстах нет того, что бы мне хотелось сказать зрителю.

-- А что за антреприза?
-- Мой друг Владимир Салюк написал пьесу по дневникам Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. Он же и поставил этот спектакль -- «Сестры». Это такой опыт соединения актерской профессии с проповедью. Через образ Анны Григорьевны, нежно мною любимой, я пытаюсь сказать людям о том, какой должна быть женщина, что такое смирение, терпение, любовь. Слава Богу, что к старости лет наконец-то у меня есть этот материал. Я надеюсь, что этот спектакль будит у людей мысли о Церкви.

«Я говорю -- война, а вы говорите -- кино…»
-- Современному человеку, уже пришедшему в Церковь, бывает очень трудно отказаться от того, чем он жил раньше. И нужно ли от всего сразу отказываться?

-- Отказаться от всего -- это не для нас, это для избранных, это для тех, кто всерьез занимается своим спасением. Нам это не грозит. Мы теплохладны и равнодушны и ко Христу, и к кресту, и друг к другу. Но мы на том и горим, что хотим успеть и там и там. Нужно хотя бы один раз в жизни понять, что Господь ради меня пришел, ради меня все претерпел, чтобы я наследовал жизнь вечную, и что жизнь мне отпущена коротенькая. И либо я с Ним, либо я против Него. А интеллигенция все разводит всякие лю-лю-лю, сю-сю-сю, всякие бесконечные философские споры. Но мы же русские люди, у нас нет ничего, кроме Христа, и никогда ничего не было, кроме Него. Христос всегда держал нашу страну, Он ее ведет. И если вы не с Христом, тогда у вас нет корней, тогда у вас ничего нет, тогда зачем вы вообще живете в этой стране? Ее единственная суть и смысл -- Православие. Это ее предназначение, задача, ее культура, фундамент. И если вы не стоите на этом камне, а бегаете вокруг него, вы погибнете. Вне Христа вы погибнете, потому что мир спасет красота Христа. А все остальное неважно, все остальное прилагается -- всякие нацпроекты, деньги, машины, вообще жизнь человеческая. Все это тленно и уязвимо, сегодня есть, а завтра нет. А есть Христос, есть Церковь, где можно причащаться Его Тела и Крови, где можно наследовать жизнь вечную.

Мы все исполнены компромиссов, мы заражены грехом, грех пустил метастазы в нашем поколении благодаря предыдущим страшным четырем поколениям безбожия в нашей стране. Куда нам от всего отказаться! Нам бы хоть как-нибудь пристроиться, хотя бы одной ногой. Но начинать-то надо!

Главный метод Антона Макаренко
-- Ваша мама -- родная племянница педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. Сейчас все чаще вспоминают о том, что Макаренко создавал уникальные коммуны, в которых трудные подростки становились социально нормальными людьми.

-- Антон -- у нас так его в семье всегда звали -- был, конечно, великим человеком и педагогом. Отец моей мамы, Виталий Семенович, родной брат Антона Семеновича, был белогвардейским офицером, перед отъездом с Белой армией за границу они с бабушкой потерялись, он уехал, а она, беременная моей мамой, осталась здесь. Дедушка всю жизнь прожил в эмиграции и там умер, а маму удочерил Антон Семенович -- своих детей у них с женой не было. Днем мама жила вместе с коммунарами, считалась колонисткой. Я помню всех этих знаменитых колонистов, к тому времени уже людей в возрасте, которые были описаны в «Педагогической поэме», они часто бывали у нас дома.

Надо изучать его методологию всерьез, потому что никто ничего подобного после него не делал. Но, я думаю, что главное в его методе -- это любовь. Он был гениально одаренный педагог, но без любви он ничего не смог бы сделать. И, побывав в доме своих прадедов, родителей Антона Семеновича, я думаю, что корни этой любви -- из его православной семьи. Его родители были очень верующие люди. Конечно, в тридцатые годы не могло быть и речи о том, чтобы повесить в коммуне икону, но я уверена, что Антон был человеком глубоко православным по духу, он с молоком матери впитал этот дух.

Бабу-Ягу батюшка играть не благословил
-- Вы по городу на метро ездите или на машине?

-- Только на машине. Я тяжело переношу популярность. Я всю жизнь вожу машину и шага без нее не делаю, в магазин, в аптеку въезжаю на машине. Я не знаю, как себя вести, когда мне говорят: «Спасибо за все, что вы для нас сделали». Я готова сквозь землю провалиться, мне кажется, что они что-то путают. Я очень боюсь всяких щемящих душевных разговоров. Это какое-то сильное проявление любви, это, конечно, радостно, но, с другой стороны, суд людской -- неправедный, потому что люди -- большие путаники, и реагировать на похвалы нельзя.

-- Сейчас вы где-то снимаетесь?
-- Много лет я совсем не снималась, потому что ужасный материал предлагали. Сейчас вполне приемлемый материал приносят, и я соглашаюсь. Сейчас снимаюсь на Ленфильме в сериале «Васильевский остров». Еще одна телевизионная односерийная картина о семейных традициях должна скоро выйти, она называется «Клан». Снимаюсь в экранизации «Иванов» по Чехову. Когда я играла в театре у Ефремова, то я в «Иванове» играла Сарру, и 14 лет мы с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским по несколько раз в месяц играли этот спектакль. Это, можно сказать, была моя основная роль в жизни. И когда мне недавно позвонили и предложили сняться в «Иванове», я так вздрогнула, потому что я другой роли, кроме Сарры, там не помню. Я говорю: «Как же я могу сейчас играть Сарру?» -- «Да нет, Екатерина Сергеевна, там другие роли есть». Я потом так смеялась: «Простите, -- говорю, -- конечно, там есть и другие роли… мне и в голову не приходило, что я так сильно постарела за это время».

-- Вы говорили, что съемки вам радости не доставляют. Вы все это делаете через силу?
-- Знаете, все зависит от материала. Вот я снялась в «Приходи на меня посмотреть», так сколько радости было у людей от этого фильма! Я не помню, чтобы меня еще так благодарили за какую-то работу. Люди очень изголодались по таким фильмам. Картины, в которых я сейчас снимаюсь, приблизительно такого же плана. И я понимаю, что это полезно, потому что для людей эти живые человеческие истории как глоток воздуха. Потому что невозможно уже смотреть на эту кровь и выстрелы в кино. В данном случае это такой полезный компромисс. Потому что все равно люди смотрят этот ящик.

Так что у меня сейчас образовался активный съемочный период, я все время батюшке говорю: «Что-то я расснималась…» Батюшка отвечает: «Снимайтесь, снимайтесь, только во славу Божию, не в свою».

Недавно вот предложили сыграть Бабу-Ягу. Мои домашние очень веселились по этому поводу. Я хотела сразу отказаться, даже отцу Владимиру по этому поводу не звонить. А мой сын, отец Дмитрий, говорит: «Мам, да ладно тебе, это же сказочный персонаж». Сам позвонил отцу Владимиру: «Тут маме предлагают Бабу-Ягу играть, а она не хочет, хочет кого-нибудь посимпатичнее…» Потом смотрю -- так как-то замолчал, потом мне дает трубку. Отец Владимир говорит: «Катенька, ну уж Бабу-Ягу-то, наверное, не надо. Все-таки человек -- образ Божий».

Беседовала Марина НЕФЕДОВА
Фото Евгения ГЛОБЕНКО

Версия для печати

Тэги: Опыт веры 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Какую роль актриса Екатерина Васильева считает главной

Недавно вот предложили сыграть Бабу-Ягу. Мои домашние очень веселились по этому поводу. Я хотела сразу отказаться. А мой сын, отец Дмитрий, говорит: «Мам, да ладно тебе, это же сказочный персонаж». Сам позвонил отцу Владимиру: «Тут маме предлагают Бабу-Ягу играть, а она не хочет, хочет кого-нибудь посимпатичнее…» Потом смотрю -- так как-то замолчал, потом мне дает трубку. Отец Владимир говорит: «Катенька, ну уж Бабу-Ягу-то, наверное, не надо. Все-таки человек -- образ Божий»

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.